Мы с вами работаем в период реформирования системы образования, появляются новые основополагающие документы и концепции, меняется содержание наших учебников. Особенно часто критике подвергаются учебники истории. В ряду школьных дисциплин наш предмет находится в наиболее сложном положении. После очередной критики школьных учебников истории, часто приходится слышать от родителей, от знакомых: «Что вы там преподаете, ведь все в истории изменили, переиначили? Что это за наука, которую можно и так повернуть и иначе?». Обидно бывает порой от таких слова, такого отношения к истории вообще, к истории своей Родины — тем более. Именно наш предмет имеет, на мой взгляд, самый высокий воспитательный потенциал, самые большие и разнообразные возможности в деле формирования мировоззрения молодого поколения. И не нужна здесь никакая идеология, кроме идеологии любви к своей Родине. Вот он, первый воспитательный момент: суметь найти такие слова, так подготовить урок, чтобы даже самое негативное историческое событие не вызвало чувства ненависти, презрения к прошлому своего народа; чтобы пробудить чувство боли и сострадания к прошлому своей страны, огромное желание сделать хоть что-то хорошее. Именно на уроках истории мы можем претворить в жизнь важнейшие положения «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России», я думаю, вы знакомы с этим документом, ведь именно она является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Концепция определяет национальный воспитательный идеал, определяет цели и задач, основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания, определяет базовые ценности. Исходя из концепции: современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный , творческий , компетентный гражданин России,принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа российской Федерации.
Концепция определяет базовые национальные ценности : патриотизм, социальная солидарность, гражданство, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Каждая из базовых ценностей , педагогически определяемая как вопрос , превращается в воспитательную задачу , для ее решения необходимо обратиться к содержанию:
- истории России, российских народов, своей семьи
- жизненного опыта своих родителей , предков
- традиционных российских религий
- произведений литературы и искусства
- фольклора народов России
Много лет я преподаю историю. Выполняя учебные задачи, свои уроки подчиняю воспитательной цели. Можно выделить содержательные аспекты и деятельностные аспекты моей работы. Первые содержатся в содержании изучаемого материала, вторые в формах и приемах работы.Большое влияние на ребенка оказывает содержание учебного предмета на уроке. Это мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Есть множество событий в истории нашей страны и в мировой истории, которые предоставляют ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма. Во главу воспитательного процесса ставлю личность. Примером такого воспитательного потенциала служат судьбы исторических личностей, героев реальных и мифических, благородных защитников, тружеников, гениальных творцов прекрасных произведений искусства. Все эти образцы для подражания в каждом курсе школьной истории. Например, в истории древнего мира ученики знакомятся с философией Конфуция, его золотым правилом морали. На примере жизни и деятельности Перикла ученики понимают суть служения родному городу, значимость культуры и благородства для политического деятеля Древней Греции, на примере подвига спартанского царя Леонида дети получают представление о подвиге и самопожертвовании. Приходим к выводу об общечеловеческих ценностях, рожденных в античные времена и современных сегодня.В истории Древней Руси в 6 классе школьный курс истории также дает образцы смелости и благородства Святослава Игоревича, понятие о корыстолюбии Игоря Старого, о верности и женской мудрости княгини Ольги, о патриотизме Владимира Святославича, о высокой культуре Ярослава Мудрого, его внука Владимира Мономаха. События Войны 1812 года, это пример мужества и героизма, пример бескорыстного служения Отечеству. Говоря о событиях 1812 года, обязательно рассказываю детям о Маргарите Тучковой, жене генерала Николая Тучкова, ее жизнь, как пример любви, верности, преданности.Использую различные формы уроков: урок- диспут, урок-семинар по событиям российской истории не имеющих однозначных оценок ( например, эпоха Петра I, Гражданская война в России ). При подготовке к ним учащиеся закрепляют умения работать с различными источниками информации, анализировать, высказывать собственное мнение. На уроках учатся внимательно слушать своих одноклассников, аргументировано высказывать свое согласие или несогласие по тому или иному вопросу. Такие уроки позволяют воспитывать в учениках следующие качества личности: самостоятельность и ответственность за принятие решения, инициативность, смелость в отстаивании собственного суждения, личное оценивание того или иного факта, поступка другого человека и т.д. Использую на уроках методику групповой работы, в ходе которой, дети учатся взаимодействовать друг с другом, организовывать свою деятельность в достижении поставленной цели. По возможности провожу уроки-встречи с представителями местного самоуправления, кто как ни они могут рассказать о достижениях и перспективах развития нашего района, о реализации 131 ФЗ.
Провожу лабораторные работы, в ходе которых дети обучаются навыкам работы с различными видами исторических источников, что позволяет формировать бережное отношение к прошлому, любовь и уважение к труду, к прекрасному.
Однако времени одного урока мало, а сказать хочется значительно больше, да и сами ребята стремятся расширить положенные рамки урока. Учащиеся готовят сообщения по теме изучаемого курса. Темы разнообразные: «Курская битва», «Оханский район в годы войны», «История гражданской и Великой отечественной войн в названиях улиц нашего города», «Партизанское движение в годы ВОвойны», «А.В.Колчак», и т.д. Используются материалы СМИ, интернета, музея, библиотеки, материалы краеведов . Иногда темы исследовательских работ появляются очень неожиданно. Год назад в школе проходили мероприятия, посвященные деятельности М.В.Ломоносова. Ребята узнали много о его жизни, учебе, научной деятельности, открытиях. Одна из учениц задалась вопросом: «если так много времени отдавал ученый науке, оставалось ли у него время на личную жизнь, а была ли у него семья?». Так появилась исследовательская работа « Семья М.В.Ломоносова». В ходе работы над этой темой ученицей было сделано «открытие» оказывается один из потомков Ломоносова, волей судьбы, был в Оханске. А вы знаете кто это? Правнучка М.В.Ломоносова - Мария Николаевна Волконская, жена декабриста.
Часто учащиеся выполняют творческие задания, которые способствуют лучшему пониманию изучаемых событий, делают макеты, рисуют рисунки. Понятие «патриотизм» вновь возвращается в российскую действительность. Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики, как я уже говорила, отнесены идеалы патриотического сознания служение Родине, верность Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства, констатируется наличие острейших проблем в формировании патриотического самосознания и неотложность их решения на государственном уровне. Любовь к Родине начинается с малого, к любви к своему городу, краю, в формировании этих чувств у ребенка, мне помогает краеведение.При любой возможности использую краеведческий материал на уроках истории, он позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Нам есть, что рассказать о крае, районе, есть чем гордиться. Всегда подчеркиваю, что живем мы в уникальном крае. Много материала беру из журнала «Мы - земляки», кстати, ребята с удовольствием принимают участие в краевых краеведческих викторинах «Знаем все о малой Родине». История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории считаю необходимым и педагогически оправданным. Например, темы: «Коллективизация»,«Великая отечественная война», «Восстание Пугачева», «Освоение Сибири», «Гражданская воина» дополняю краеведческим материалом. При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» ребята делают сообщения об оханцах, которые принимали участие во всех операциях ВОв. Обязательно рассказываю детям о выпускниках школы - участниках войны. При изучении тем по истории культуры народов России я использую местный этнографический материал, работы Г.Н.Чагина, фотографии, сделанные во время экскурсий. На уроках посвященных проблемам современной России, активно использую материалы местных средств массовой информации.
Желание изучать историю своего края, узнавать что-то новое иногда начинается с удивления? В этом году было замечательное лето, были такие жаркие дни, что вылезать из речки не хотелось. Большинство жители города предпочитали купаться в Медвежьем ручье. А вы отдыхали на его берегу? Кто-то решительно скажет да, кто-то задумается, а где это? Так же задумываются и мои ученики? Интересно, а где это? С интереса начинается путь познания истории своей малой Родины.
Проблем в преподавании истории у нас, конечно, достаточно много. Первая - заключается, на мой взгляд, и в качестве школьных учебников по истории, и в принципах построения системы исторического образования в школе. Я считаю, что отказ от линейного принципа изучения школьного курса истории не самое лучшее решение. Другая проблема - применение современных образовательных технологий, конкретно тестовых. А не ограничит ли применение этой технологии возможность воспитывать в наших учениках такие качества личности, как самостоятельность и ответственность за принятие решения, инициативность, смелость в отстаивании собственного суждения, личное оценивание того или иного факта, поступка другого человека. Ведь технология выполнения тестовых заданий предполагает выбор из предложенных ответов, а не поиск этих ответов.
Но это уже другая тема для обсуждения.
Я разделяю взгляды Цицерона на историю - «История – наставница жизни». Мы имеем возможность извлекать из человеческой истории наглядные примеры правильного, нравственного поведения. В сегодняшних реалиях основная воспитательная задача для школьного курса истории научить любить свою Родину, преодолевать нигилизм, существующий в современном обществе по отношению к прошлому нашей страны, создавать позитивный образ своей истории. Нужно обязательно говорить о наших победах во всех сферах жизни, не забывая, конечно о цене этих побед.
Горячая линия для обращения граждан по вопросам образования: - 3-17-64 - начальник отдела образования Дурновцева Маргарита Владиславовна;
по вопросам дошкольного образования: - 3-03-84 - специалист отдела образования Зачерновских Раиса Анатольевна