Воскресенье, 22.12.2024, 16:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МБОУ СОШ № 1 г.Оханска

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2016 » Июль » 5 » Реализация программы апробационной деятельности
07:40
Реализация программы апробационной деятельности

   

ОТЧЕТ

о реализации программы апробационной деятельности

"Организация деятельности лабораторий в параллели 7-х классов как средство развития учебно-исследовательских умений учащихся".

(июнь 2016 г)

  1. Оханский   муниципальный   район, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Оханска
  2. Сроки реализации программы:  сентябрь 2014г. - май 2016г.
  3. Команда апробаторов.

Руководители  лабораторных практик: учитель химии Т.И. Каменева,  учитель биологии О.А. Паршакова, учитель математики С.М. Нисова,  учитель физики С.А. Норцева, учитель немецкого языка Попова Н.Н., учитель иностранных языков Каменских Т.В.;

Координатор  реализации программы – Каменева Т.И.

  1. Участники:  обучающиеся  7-х классов, классные руководители 7а,б,в классов; педагоги, проводящие вводный курс в начале учебного года: Россомагина Н.В., Евсина Л.Г., Каменева Т.И. как педагог-психолог.
  2. Основные действия, предпринятые школой по реализации программы, результаты.

 

 

 

Планируемые результаты, предпринимаемые действия

Предусматривались программой или являлись дополнительными по отношению к программе

 

Результат (продукт) действий

1

Подготовительный этап

Разработка организационной модели деятельности лабораторных практик; технического задания для педагогов по созданию и реализации программы  практики.

Разработка инструментария и процедуры оценивания ожидаемых образовательных результатов.

Предусматривались программой

Создана  орг.модель  деятельности образовательных практик 7-х классов, разработаны и реализованы программы лабораторных практик для учащихся 7-х классов, процедуры оценивания и инструментарий к ним (критерии) планируемых образовательных результатов.

 

2

Этап апробации системы образовательных практик

Организация работы шести лабораторных практик:

  • См структуру

  (5 часов – 1 сессия занятий, последнее занятие-контрольное), смена  групп – по принципу карусели.

Проведение педагогических рефлексивно-проектировочных семинаров по завершению  сессий занятий.

Предусматривались программой

 

 

 

 

 

 

Проведены  6 сессий  занятий  в параллели  7 –х классов, 6 контрольных  мероприятий (КМ)  в рамках  образовательной практики.

Оформлены  итоги всех КМ протоколами.

Результаты предъявлены классным руководителям и обучающимся.

 

Состоялись  4 семинара с педагогами;

 

3

Представление   результатов  апробационной деятельности педагогической  общественности, родителям.

 

Предусматривались программой

 

 

 

 

 

 

 

дополнительно по отношению к программе

Представлен опыт:

На   родительском собрании в параллели 7-х классов – сентябрь 2015г.

Межрайонный семинар 26.11.2015г (выступление на пленарном заседании, мастер-классы в двух лабораториях; мастер-класс по критериальному оцениваню в ХИМЛАБ)

Педагогическому совету МБОУ СОШ №1.  январь 2016г «Проектно-исследовательская деятельность как составляющая формулы роста творческого потенциала учителя и учащегося».

Педагогам районам. 28.01.2016г. – РМО учителей химии и биологи, учителей физики.

 Региональная НПК г.Пермь «Проблемы преемственности в реализации ФГОС на ступени начального и основного общего образования» ГБУ ДПО ИРО ПК 29.02. 2016г (выступление Каменевой Т.И., мастер-классы Паршаковой О.А.. Норцевой С.А.)

Стендовая выставка в День открытых дверей  для родителей в МБОУ СОШ №1. 21 апреля 2016г.

Информация на сайт школы

4

Введение  форм апробационной деятельности  в режим функционирования школы.

дополнительно по отношению к программе

 работают в параллели 7 классов с сентября 2014 г.., введены часы в учебный план.

5

Ожидаемые образовательные результаты

Сформированность учебно-исследовательских умений обучающихся: определение темы, цели и задач исследования,  выделение объекта и предмета исследования, формулировка правильной гипотезы, планирование  процесса исследования, фиксация наблюдений и формулирование выводов по результатам наблюдений, умение организовать сбор статданных и их обработка.

6

Планируемые методические результаты

Приобретение опыта педагогами по разработке критериев оценивания образовательных результатов;

Разработка программ новых форм образовательных практик;

Опыт организации процедур оценивания образовательных результатов.

Деятельность лабораторных практик  в школе организована в сентябре 2014 года.

В 2014-2015 учебном году  обучающиеся 7-х классов  выбирали из восьми одну  образовательную практику, на каждую сессию (1 раз в полгода) по собственному желанию.

№ п/п

Лаборатория

Руководитель

кабинет

Численность

 1 сессия       2 сессия 

1

УПИ

Россомагина Н.В.

44

1

7

2

Исследования слова

Евсина Л.Г.

46

9

5

3

Мир пирамид

Жак Л.Н.

35

5

3

4

Математическая

Орехова Т.Т.

52

5

-

5

Химич. эксперимента

Каменева Т.И.

22

17

7

6

Агрегатное состояние вещества

Норцева С.А.

39

17

5

7

Экскурсии в природу

Ильин С.В.

41

15

8

8

ЗОЖ

Колчанова М.Ю.

40

16

8

 

 В рамках одной лаборатории  они проходили весь цикл  исследования: от определения темы и цели исследования,  формулировки гипотезы, планирования  исследования до публичного предъявления результата. Плюсы: завершенность  исследовательской  работы по конкретной теме в рамках одной лаборатории; выход на участие в научно-практических конференциях (при заинтересованности  педагога). Педагоги получили опыт участия в  разработке  критериев оценивания  сформированности  учебно-исследовательских умений, выделив 4 критерия:  определение темы исследования, выдвижение гипотезы, организация процесса исследования, формулировка выводов  по результатам исследования. Дополнительно – необходимо публично предъявить  свою работу. (Приложение №1)

 Минусы в результатах: 1) довели работу до конца небольшой % обучающихся при разных результатах. 2) преимущественно выбирали педагога, а не деятельность 3) низкий процент обучающихся с высоким уровнем результатов:  в параллели 20 человек (27,4%) набрали 100 и более баллов (максимально можно было набрать 130, 3) сработали «в нуль» за обе сессии  - 14 человек (19%) , 4) большое количество ребят во второй сессии отошли от этой деятельности (41%).

 Анализ  результатов дал понять, что работу  необходимо организовать по-другому.

Разбили  формирование  учебно-исследовательских умений на модули. Каждый модуль - отдельное умение, на развитие  которого делает акцент конкретная лаборатория (см таблицу 1).  Классные    руководители  распределили семиклассников  в группы постоянного состава. Каждая группа должна  в течение учебного года посетить  по 5 занятий в каждой лабораторной практике . Пятое занятие – контрольное.

Для того чтобы ребятам было понятна их деятельность, целевые установки программы, в сентябре для них был проведен краткосрочный курс «Введение  в исследовательскую деятельность». Евсина Л.Г. ввела  ребят в  понятийный аппарат  исследовательской деятельности, Россомагина Н.В. познакомила с  алгоритмом исследовательской работы, Каменева Т.И. в форме занятия с элементами психологического тренинга напомнила обучающимся правила работы в группе.

Педагоги, руководители образовательных практик, рассчитывают, что для ребят новые учебные практики дадут новый стимул к развитию их индивидуальности и формированию  индивидуальной образовательной траектории при получении дальнейшего образования.

 

Организационная  структура  образовательных практик в школе в 2015-2016 уч.году

 

Таблица 1

№ п/п

Лаборатория

Руководитель

Какие учебно-исследовательские умения формируются и развиваются

кабинет

1

Лаборатория СЛОВА

Каменских Т.В. учитель иностранных языков

УЧИМСЯ ФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

18

2

МАТСТАТ

Нисова С.М.

учитель математики

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА, АНКЕТИРОВАНИЯ, ИНТЕРВЬЮ И Т.П.;

 СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ДАННЫХ

45

3

Лаборатория ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Норцева С.А

учитель физики

УЧИМСЯ ПРЕДПОЛАГАТЬ  ПРИЧИНЫ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ;

РАБОТА С ПРОСТЕЙШИМИ ПРИБОРАМИ

 

 39        

4

ХИМЛАБ

Каменева Т.И.

учитель химии

ФИКСАЦИЯ И ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЙ;

УЧИМСЯ СРАВНИВАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ на основе результатов наблюдений

22

5

Лаборатория ЯЗЫКА

Попова Н.Н.

учитель иностранных языков

УЧИМСЯ ВЫДЕЛЯТЬ ПРОБЛЕМУ;

ГЕНЕРИРОВАТЬ ИДЕИ, ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

23

6

Лаборатория

БИОЛОГИЧЕСКОГО  ЭКСПЕРИМЕНТА

Паршакова О.А.

учитель биологии

УЧИМСЯ  ОПРЕДЕЛЯТЬ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ;

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ (ИЛИ ЭКСПЕРИМЕНТА)

19

 

Руководители лабораторий  привлекают  ребят к разработке критериев оценивания и к участию  в оценивании друг друга. Баллы протоколируются, сдаются  в учебную часть.  Сводная таблица в Приложении №2. Высокие результаты показали 25 человек  из 77 -   32,5%. Сработали в «нуль» - 11 человек  из 77  – 14,3%.  В каждой лаборатории  свой %  отошедших от деятельности, в среднем – 33 %.

Процент нулевого результата ребят понизился. Но проблема «уклонистов»  осталась. Их процент  колеблется в течении   4-х лет (организация  образовательных практик в разной форме в основной школе) в пределах 14-19%.

Слабым звеном оказалось – отсутствие  образовательного события для ребят. Что требует разработки на следующий год. У педагогов прозвучала  идея – сессии интенсивного обучения.

В  Приложении №3 представлены аналитические записки руководителей  лабораторных практик 2015-2016 уч.года.

В  следующем учебном году работа продолжится с учетом  анализа результатов.

 

Каменева Т.И.

 

 

 

 

Приложение №1

Критерии оценивания  учебно-исследовательских умений

критерий

Параметры

Количество баллов (макс=65)

1.  определение темы   

       исследования

Есть

Нет

5

0

2. выдвижение   

        гипотезы (предположений о результатах исследования)

  • Наличие слов в формулировке гипотезы  «если… , то…»
  • «если… , то … , так как…»
  • Гипотеза сформулирована  научным , доступным языком
  • Нет

5

 

5

5

0

3.   Процесс исследования

Наличие информации  по теме исследования

План эксперимента(исследования)

Оборудование для проведения эксперимента

Проведение  или фиксация (в фотографиях, видео,  рисунках, схемах, графиках и пр.)  осуществленного  эксперимента (исследования)

5

5

5

5

4.    Выводы по результатам исследования

Опровержение или подтверждение гипотезы

Нет выводов по результатам исследования

10

0

5.    Публичное предъявление результатов исследования

Сообщение (с демонстрацией эксперимента),

Презентация в электронном виде (+ комментарии),

Фильм

Отсутствие  предъявления результатов исследования

10 (+5)

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитическая справка по результатам  деятельности лабораторных  практик в 2015-2016 уч.году                                           Приложение №2            

 

 

Лабораторная практика

 

МАТСТАТ

 

Лаборатория ЯЗЫКА

 

Лаборатория физического эксперимента

 

ХИМЛАБ

 

Лаборатория биологического эксперимента

 

Лаборатория СЛОВА

 

 

Более 100 баллов набрали

 

 

Не заработали ни одного балла

Руководитель

Нисова С.М.

(Ильин С.В.)

Попова Н.Н.

Норцева С.А.

Каменева Т.И.

Паршакова О.А.

(Евсина Л.Г.)

Каменских Т.В.

Формируемое и

конторолируемое

умение

Сбор и обработка статистических данных

Формулирование проблемы и поиск путей ее решения

Формулирование  правильной, описательной гипотезы

Фиксация наблюдений и выводы по результатам наблюдений

Определение объекта и предмета исследования

По теме исследования формулировка целей и задач

 

 

7а класс

100 и более баллов

14чел

9чел

11 чел

13чел

16чел

17чел

13 чел

44,8%

 

«0»

9 чел

12 чел

8чел

8чел

11чел

11чел

 

2 чел – 7%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 б класс

100 и более баллов

9 чел

6 чел

8 чел

9 чел

11 чел

7 чел

9 чел

33,3%

 

«0»

13чел

16чел

7чел

11чел

11чел

16чел

 

4 чел – 14,8%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7в класс

100 и более баллов

4 чел

-

1 чел

7 чел

6 чел

4 чел

3 чел

14,3%

 

«0»

8чел

21чел

9чел

10чел

11чел

14чел

 

5 чел- 23,8%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого по параллели 7-х классов

100 и более баллов

27- 35%

15- 19,5%

20- 30%

29- 37,7%

33- 43%

28- 36,4%

 

 

«0»

30 чел –

39%

49 чел-

63,6%

24 чел –

31,2%

29 чел-

37,7%

33 чел –

 43%

41 чел-

53%

 

 

Высокие результаты показали 25 человек  из 77 -   32,5%

Сработали в «нуль» - 11 человек  из 77  – 14,3%

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Свод аналитических записок  руководителей лаб/практик, 2015-2016 учебный год

 

  1. Итоги лаборатории «Слова»

Руководитель: Каменских Татьяна Вячеславовна

1. Количество человек  всего – 36 (46,1%)

7 «А» - 62 % (18 человек)      7 «Б» - 40,7 % (11 человек)          7 «В» - 31,8 % (7 человек)

2. Положительные факторы:

  • Хорошо получалось выделять цель на основе определенной проблемы.
  • Попытки сформулировать задачи для достижения цели.

Ошибки учащихся:

  • Формулировки были стилистически не верны. Например, не всегда учитывали, что задачи должны выражаться глаголами.

3. Поправки на будущее: уточнить критерии оценивания (количество задач, добавить в критерии стилистику – задачи-глаголы).

P.S. Нужно сделать лаборатории более практикоориентированными, чтобы учащиеся видели и понимали, для чего им нужны эти умения. По лаборатории «Слова» можно дать учащимся задание – подумать и вспомнить какие у них бывали затруднения и проблемы, и попробовать решить эти трудности путем продумывания цели и задач.

 

  1. Аналитическая записка  по итогам лабораторной практики «Языка»

Руководитель: Попова Надежда Николаевна

Количество учащихся:

В данной лабораторной практике приняли участие 27 человек, что составляет 34,6 % всех учащихся 7-х классов. Среди них самый высокий балл (30) набрали 7 человек, это 25,9 % всех участвовавших. От 20 до 25 баллов набрали 16 человек (59,2 %). 15 баллов -  4 человека (14, %) и менее 10 – 1 человек (3,7 %).

Положительные моменты:

  1. У учащихся хорошо получалось выделять проблему в различных рассматриваемых ситуациях, правильно ее формулировать.
  2. Попытки найти способы решения проблемы, аргументировать свою точку зрения.

 

Ошибки учащихся:

  1. У учащихся возникали трудности с правильным определением ресурса, который им необходим, то есть понять, что же им на самом деле нужно. В связи с этим были ошибки в формулировках проблемы.

 

Поправки на будущее:

  1. Сделать акцент больше на практические занятия для того, чтобы выделение проблемы, ее формулирование и способы ее решения доходили до автоматизма и помогали учащимся как в учебной деятельности для нахождения и формулирования проблемы в научно-исследовательских работах, так и в реальных жизненных ситуациях.
  2. Разыгрывать на занятиях «реальные» ситуации, чтобы заинтересовать учащихся и донести до них, зачем им это надо.

 

  1. Аналитическая записка  Лаборатория «МатСтат»

 

Руководитель Нисова С.М.

           Цель: формирование умения обрабатывать информацию, интерпретировать результаты статистических исследований

Посетили -59 человек из 78, что составляет 76 %

Учащимся нравится составлять вопросы, проводить опросы. Семиклассники научились преобразовывать информацию, но этот этап им менее интересен, представлять данные в разных формах в виде таблицы и диаграммы, делать выводы.

Проведение лабораторий полезная форма для семиклассников, но их загруженность во внеурочной деятельности (секции, кружки, ШИ и т.д.), мне кажется не приносят того результата, который должен быть, а те дети, кто нигде не занят и лаборатории тоже избегают. Может быть,  выбрать другую форму проведения(в интенсиве или последняя неделя учебного года и .т.д.).

 

  1. Аналитическая записка по результатам деятельности лабораторной практики ХИМЛАБ

Руководитель Каменева Т.И.

Приняли участие  в работе  ХИМЛАБ

Класс

 уч-ся в классе

Приняли участие в  практике

% участия

25 и более баллов

5-24 балла

«0»

процент качества

7 а

29

25

86%

14

7

8

56 %

7 б

27

19

70,4%

9

7

11

47 %

7 в

21

15

71 %

7

4

10

46,6 %

Итого

 

 

77

 

59

 

76,6%

 

30

 

18

 

29

 

51%

 

Образовательные результаты:

  1. Ребята получили первый опыт практической деятельности в химической лаборатории;
  2. Познакомились с научной основой  наблюдения как метода познания мира;
  3. Приняли участие в разработке и  применении критериев оценивания умения наблюдать;
  4. 50% обучающихся  поняли и показали на высоком уровне  в деятельности метод наблюдения на химической  лабораторной практике.

Выводы

  1. Необходимо продолжить работу с использованием такой формы пропедевтики химической науки;
  2. Метод наблюдения  можно использовать и на другом содержании деятельности.
  3. Сложность – как обеспечить 100%-ный охват обучающихся такой  формой деятельности?

 

  1. Подведение итогов  образовательной практики   «Лаборатория физического эксперимента»

 

Целью образовательной практики «Лаборатория физического эксперимента» в 7 классе являлось формирование умения формулировать описательно-объяснительную гипотезу.

В процессе изучения курса учащиеся должны были познакомиться с гипотезой, как формой теоретического уровня научного познания, видами гипотез и понятием «хорошей» гипотезы; научиться формулировать описательно-объяснительную гипотезу по наблюдаемому явлению при помощи словесной конструкции «Если…, то…, потому что…»; научиться подбирать эксперименты в доказательство выдвинутой гипотезы и делать вывод о подтверждении или опровержении гипотезы.

Из параллели 7 классов, содержащей 78 учащихся, занятия посетили 53 человека, что составляет 68%.

На достаточно высоком уровне усвоили всё то, что было запланировано, 20 учеников, что составляет 26%.

Практически все ребята усвоили, что гипотеза должна содержать предположение, но многие не могут объяснить явление с научной точки зрения, используя те знания, которые имеют.

Многие формулируют гипотезу для одного данного увиденного процесса, не понимая, что гипотеза должна охватывать серию явлений, порой на первый взгляд не похожих друг на друга, но имеющих в своей основе одну и ту же природу. Поэтому зачастую не могут привести примеры явлений (провести несколько экспериментов) в подтверждение выдвинутой гипотезы.

Некоторые дети забывают сделать вывод о правильности или неверности гипотезы.

 

Мне самой очень понравилась работа в данном проекте. На будущий год хотелось бы продолжить данную деятельность. Но для более глубокого усвоения умения формулировать и доказывать гипотезу, возможно нужно предоставить возможность каждому ребенку (не группе) по этим же критериям (которые, кстати, разработаны очень удачно) проанализировать выступления всех участников.

Очень неудобно, что изучать все умения мы начинаем одновременно (например, некоторые группы сначала знакомятся с умением делать вывод, и только позднее – со способами составления плана и проведения эксперимента или понятием гипотезы). Таким образом, нарушается логика познания мира и написания исследовательской работы. Поэтому, на будущий год предлагаю выстроить работу лабораторий согласно логике вещей. Одни преподаватели и группы могут начать работу раньше, проводить занятия практически ежедневно, но и закончить раньше. Другие начнут позже и закончат к концу учебного года.

Кроме всего этого данную работу нужно обязательно продолжить в 8 классе. То есть учащиеся, успешно прошедшие лаборатории, должны заняться исследовательской работой.

 

Норцева С.А. 

6.Аналитическая справка   работы лаборатории «биологический эксперимент»

Ученики  7 классов лабораторию посетили с такими результатами:

Из  79 человек:

 25 человек  -30 баллов        10      - 7 а;       10       - 7 б;       5    -7 в   

  37 человек  - 0 баллов.        13      - 7а;         10        - 7б;      14  - 7в   

 Из отрабатываемых умений у ребят достаточно хорошо получалось выделять объект исследования. При составлении плана исследования ученики достаточно часто полностью комментировали весь ход исследования. Умение выделять предмет исследования у ребят вызывал затруднения.

Большое количество ребят не посещали лаборатории.

Я считаю, что такая деятельность не нужна всем.

Руководитель практики Паршакова Ольга Анатольевна

 

Просмотров: 605 | Добавил: gal17 | Рейтинг: 0.0/0
Горячая линия

Горячая линия для обращения граждан по вопросам образования:
- 3-17-64 - начальник отдела образования Дурновцева Маргарита Владиславовна;
по вопросам дошкольного образования:
- 3-03-84 - специалист отдела образования Зачерновских Раиса Анатольевна

 
 
 
 
 
Календарь
«  Июль 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz